Интервью: Илья Шкурко

10 мая 2018

01.jpgИлья Шкурко, коллекционер, директор музея советской радиотехники Курортного района Санкт-Петербурга.

На УКВ в 80-х была передача, что-то вроде «Включите ваш магнитофон», шла раз в неделю. Качество приема на УКВ было в разы лучше чем на СВ (на средних волнах можно было услышать западную музыку, но сквозь шум помех). Западную музыку передавали очень дозировано: полчаса - час раз в неделю. Мы тогда учились в 8-9 классе. Как сейчас помню, сидим мы с одноклассником и моим другом Славой и пишем письмо в адрес редакции этой самой радиопередачи. Что-то типа: «Дорогая передача, поставьте, пожалуйста, группу у которой есть такая песня «Угау-угау». И что вы думаете, через пару недель передают: «По просьбе наших радиослушателей сегодня в нашей программе группа Арабески с песней «Хей миднайт дансер». Приготовьте ваши магнитофоны, внимание, «запись».

Качественным носителем долгое время были только пластинки. Магнитная запись так и не дотянула до этого уровня. Рекомендую послушать: пластинки «Boney M» («Мелодия», конец 70-х) и «Modern Talking» («Мелодия», начало 80-х).

В 1988 году я вернулся из армии. В 1991 году закончил Горный институт. Закончился и Советский Союз. Практически не было уже «распределения» (гарантированная система трудоустройства молодых специалистов), выпускники были предоставлены сами себе. Год проработал в институтской лаборатории, затем ушел «на вольные хлеба». Устанавливал пульты дистанционного управления в отечественные телевизоры, собирал минские кубики «Горизонт», устанавливал сначала эфирные антенны, затем и спутниковые. Спрос был. Были и сложности — дефолты, бандиты, нестабильность. Рушились банки и МММ, рос курс доллара, цены на еду, квартиры, землю...

Когда закрылось телеателье, где я работал с 1996 по 2005 год, я предложил некоторым бывшим сотрудникам объединить усилия. За 10 лет моя мастерская сменила пять адресов. В 2005 году поток техники в ремонт иссяк окончательно. Дешевая импортная техника китайского производства победила отечественное производство. Помню, в последний год существования мастерской многократно повторялась одна и та же история. Приходили клиенты с отечественной техникой, узнавали стоимость ремонта и оставляли ее прямо у нас. Проще стало купить дешевую китайскую «балалайку» (так с юмором мы именовали китайские пластмассовые двухкассетники с «цветомузыкой» — мигающими в такт музыке разноцветными лампочками), чем реанимировать не всегда надежную б/у советскую технику. А новую отечественную больше не выпускали. Заводов, в Прибалтике, на Украине, в Молдавии больше не существовало. Отечественные перепрофилировались как могли.

Еще немного, и никто не вспомнит, что вообще существовало отечественное производство, а люди, которые там работали, как и не существовали. Обидно — не то слово. Иногда страшно становится, когда ищешь в поисковиках в интернете, и не находишь. А точно помнишь, что это было, в руках держал, видел, слышал. А интернет не знает, как будто и не было. Задаешься вопросом, а ОНО, вообще, было — детство, юность? Может приснилось просто? Ведь основное средство получения информации не подтверждает, что это было.

Решил, что ничего выбрасывать не буду, буду собирать, может когда-нибудь на пенсии сделаю музей. Через некоторое время подумалось, а почему на пенсии? Как выяснилось, такого музея в Питере вообще нет. Есть Музей связи, Музей граммофонов. Музея бытовой радиотехники — нет. Ближайшие — в Москве и в Коуволе в Финляндии. Коллекция начала обрастать экспонатами, появились единомышленники. Появились конкретные планы: на первом этапе собрать коллекцию пригодную для экспозиции, чтобы было что показать и тогда уже приступать к двум новым этапам — поиск места для постоянной экспозиции. К 2013 году первый этап был пройден. Проведены первые выставки, сверстаны первые информационные материалы для СМИ.

Сегодня Музей — это объединение людей, неравнодушных к отечественной истории, увлеченных идеей сохранения культурного наследия, объединенных любовью к отечественной технике. Технике, вызывающей не только ностальгию, но и гордость за людей ее создававших, творивших историю нашей общей Родины — СССР.


Беседовала Лина Касперавичюте