Интервью: Сергей Ренни

10 ноября 2017
renni_1.jpgНаш сегодняшний гость — Сергей Ренни, коллекционер. В его коллекции — внушительное количество фото, открыток, писем дореволюционного периода.

— С чего началась ваша коллекция?

— Сначала возник интерес к истории Карельского перешейка и Сестрорецка. Это в студенческие годы (начало 1980-х). Вопросы, возникающие при чтении краеведческих опусов, в ходе походов и осмотров местности, в большинстве своем, не находили ответа. Примерно в 1990 году я познакомился с Евгением Балашовым, другими краеведами и стал членом ИКО «Карелия». Постепенно складывалось понимание истории края. В моем случае, краеведение — первично!

В начале 1990-х гг. случайно (!) у меня оказалась старая открытка – пляж в Териоки. Марка была сорвана, но часть штемпеля с текстом «Terijoki H:о» уцелела. Удивительно, но поиски в расшифровке аббревиатуры «H:о» положили начало целому направлению моей коллекции – это история почты края. После первых находок в букинистических магазинах и знакомства с корифеями петербургской филокартии (прежде всего с Н.П. Шмитт-Фогелевичем в 1994 г.) пришло осознание того, что открытка и фотография именно тот инструмент, с помощью которого можно приоткрыть «занавес» в прошлое. И это прошлое будет документальным, а значит правдивым.

— Как много времени вы уделяете поиску новых предметов коллекции, чтению литературы по истории? Расскажите историю одной своей находки.

— По ходу жизни — по-разному, в зависимости от семейных, профессиональных и финансовых проблем. На данном этапе редкий день (не считая отпуска) проходит без различных работ с коллекцией, перепиской с коллегами по увлечению, поисков нового материала, общению на краеведческих сайтах. Из книг — отдаю предпочтение книгам по краеведению, и не только по теме коллекционирования.

Находки? Здесь выделить что-то трудно. Конечно, эмоции испытываешь разные, в зависимости от редкости найденного материала — от «ну и хорошо» до «ах!». Но примерно раз в пять лет  бывает нечто не ординарное — настоящая удача. В ряду таких стала находка альбома в кожаном переплете «Сестрорецкий Курорт» с оригинальными фото курорта и окрестностей первой половины 1900-х гг. Большая часть снимков ранее была неизвестна. Некоторые из них сейчас украшают интерьеры корпусов Сестрорецкого Курорта и печатаются в проспектах здравницы.

— Какими качествами и ресурсами должен обладать коллекционер предметов истории? Дисциплина, предприимчивость, смелость, финансы, связи, свободное время? К чему должен быть готов коллекционер?

— Все зависит от поставленной цели. Если она вообще обозначена! 100 открыток хранимых в картонной коробке — это тоже коллекция. А если ты предполагаешь экспонировать некую генеральную коллекцию на стендах в выставочном зале — разговор иной. Коллекционеры — они люди разные, порой странные. На практике получается «каждый суслик — агроном»; у каждого свой путь, свои запросы, свои амбиции. Конечно, если ты «варишься» в этом котле, появляются необходимые нужные связи. Без самодисциплины, порядка (в первую очередь в голове) и аккуратности невозможна систематизация коллекции (если это задумано). Время? Безусловно необходимо! Даже если это просто легкое хобби. Для некоторых же коллекция — смысл жизни… Финансы в большинстве случаев играют важную роль; к сожалению иначе не получается.

А готовым надо быть к эмоциям — эффекту, который всегда возникает при виде очень (и не очень) важного для тебя экспоната в чужой (!!!) коллекции. Тем паче, если по опыту понимаешь, что такой экспонат можешь никогда и не встретить. Тут главное найти в себе силы — порадоваться за коллегу и не изойти черной завистью — это полушутка…

— Ваши любимые места в Сестрорецком Курорте и окрестностях, ваша любимая дача, дом или  улица. Понимаем, что таких мест может быть много. Но, может быть, вы назовете одно или два из них.

— В Курорте люблю сидеть на граните променада, особенно в летний вечер. Простор, форты, Кронштадт, закаты — об этом уже все сказано… Равновесие и покой в душе! Люблю остатки красоты, пожалуй, больше, чем саму красоту — это я о руинах пансионата в парке. В одном из свежих проспектов по Курорту прочитал, что в планах дирекции реставрация пансионата и воссоздание курзала… Фантазеры! Здание ИФМЛ сохранить бы! Еще люблю дорожку вдоль обрывистого берега Сестры — часть местного терренкура, с соснами на «костылях» корней. В Сестрорецке частенько бываю в «зоне рекреации», что оборудована на Угольнике, где когда-то был пирс и стояли «галоши» — речные трамвайчики. Здесь пацанами ловили рыбу с мостков под гомон птичьего базара. Гомон чаек (по весне) остался, а теперь еще видна башня Лахта-центра. Все течет, все меняется… Не оригинален — более по весне нравится прогуляться у плотины Гаусмана, когда открыты все ее затворы. Дачи? Любимых уже нет, сгорели! Об остовах говорить не хочется… Обидно, что потеряли и теряем это великолепие. Зимой на лыжах обязательно «навещаю» дюну за Ржавой канавой — этот кусочек «ближней Финляндии».

— В первую очередь Курорт — это лечебное место, санаторий и нашим клиентам более всего интересная тема отдыха, расслабления и восстановления.
Поделитесь, пожалуйста, вашими секретами в этой сфере жизни. Что помогает держаться на плаву, восстанавливать силы, или что создает хорошее настроение?

— К сожалению (а может к счастью?), в санаториях не бываю. Что касается отдыха — секретов нет. По возможности, выезды на природу в любое время года. А еще хобби. Ведь коллекционирование — лучшее средство от хандры и усталости, что давно известно. Возможность переключиться на предмет, не связанный с постоянной работой — залог хорошего настроения и работоспособности. Коллекционирование сродни медитации! Новые находки после длительного поиска помогают быть в тонусе.

В качестве эпилога

Не скажу за всех, но лично для меня ощущение востребованности коллекции — момент важный. Если есть ответная реакция на размещаемое на сайте изображение, отзывы на выставку фотографий из коллекции (особенно от коллег по увлечению), если людям интересны собранные и сохраненные документы, значит все это не зря. И как тут не вспомнить изречение советского времени: «Коллекция должна служить людям!». «Служить» — слишком громко сказано, а вот помогать в понимании истории Малой Родины — несомненно!

Беседовала Лина Касперавичюте